Как мы делаем иконы

(Стиль и технологии, используемые в Мастерской М. Раздольского, г. Н. Новгород)

Процесс изготовления иконы состоит из трех основных этапов:

  1. Подготовка доски
  2. Написание святого образа
  3. Изготовление и монтаж рельефных венца и ризы

1. Подбор доски

а) Выбор доски имеет огромное значение как для написания иконы,так и для ее сохранности. Самыми подходящими считаются доски несмолистых пород (например, липа, ольха, береза- с ними лучше всего связывается грунт, а также кипарис, дуб, ясень и др.) Часто употребляется сосна ( но с наименьшим содержанием смолы).
В 17 веке Петр 1 объявил сосну стратегическим материалом, т.к. она шла на изготовление мачт для строительства русского флота и под страхом смертной казни запретил ее вырубку. Поэтому традиционно на Руси иконописцы использовали более дешевую и доступную липу, хотя липа многократно уступает сосне в прочности и долговечности. Зато на ней много проще было вырезать по лицевой части специальную выемку (ковчег). Ковчег имел как практическую – увеличивал сопротивление доски на изгиб и позволял при работе опираться руками на доску, не касаясь живописи, - так и литургическое значение – символизировал «горнюю» (небесную) и земную жизнь (ипостась) святого образа. Для предохранения доски от возможного коробления и растрескивания с тыловой стороны врезаются ( но не закрепляются ) две поперечные шпонки («иглицы») из более крепкого дерева. В нашей мастерской чаще всего для доски используется сосна, для иглиц – дуб или ясень. На заключительном этапе для придания доске законченного «состаренного» вида дерево ( тыльная часть доски и иглицы) брошируются. «Брошировка» - один из видов искусственного старения древесины.

vibordoski 

б) Армирование. Для более прочной связи с грунтом поверхность доски покрывается мелкими бороздками, процарапывается острым предметом. Эта шероховатая поверхность проклеивается жидким клеем и хорошо и хорошо просушивается (обычно сутки). Затем на нее наклеивается редкая материя («посконь» - от «посконная рубаха» - легкая льняная ткань, используемая для шитья нательного белья на Руси ), которая служит прокладкой для будущего грунта. ( Иногда в качестве поскони применяли крепкую папирусную или мануфактурную бумагу, но из-за высокой дороговизны последней этот вариант подходил только для написания особо ценных и значимых икон ). Эта прокладка имеет очень большое значение: она способствует более крепкому соединению доски с грунтом, до известной степени предохраняет доску от растрескивания, и, когда доска начинает коробиться (дерево есть дерево), препятствует отставанию от нее грунта.

nakleivanie poskoni 

в) Заключительная операция при подготовке доски – левкашение – приготовление и наложение грунта («левкаса»). Для приготовления левкаса применяются алебастр и лучшие сорта столярного клея. Левкас наносится несколько (4-5) раз. Кистью, каждый слой обязательно просушивается и шлифуется.

2. Написание святого образа

а) На подготовленной таким образом доске карандашом наносится рисунок будущей иконы («обрись»). Сделанный рисунок обычно процарапывается по контуру и основным линия острой иглой (т.н. «графья»). Этот прием перешел в иконопись из фрески, представляет большую помощь в работе (не дает сбивать краской первоначальный контур во время письма). После «графьи» карандашный контур тщательно вышлифовывается.

 

б) Письмо иконы. Для написания святого образа используется только яичная темпера. Живопись ведется последовательно, определенными приемами. Сначала делается «роскрышь» - вся икона «раскрывается», т.е. все площади покрываются основными локальными тонами, без полутонов и теней. Далее следует «прорись» -более тщательная прописка «доличного» -фигур, пейзажа, одеяния и т.д. Прорисовка обязательно ведется по принципу «от темного к светлому», т.е. красочные слои («плави») накладываются как бы от тени к свету. Таким образом икона не только пишется, но как бы лепится, исходя, из традиционных требований иконного строения. Красочные слои, накладываясь один на другой, создают едва заметный рельеф, более низкий в «тенях», и более высокий в «светах». После высветления подправляют сбитые «плавью» контуры и прорисовываются детали. По высветленным местам кладутся «оживки», или в доличном «отметки», обозначающие самые яркие блики на изображенных объемных формах (черты святого образа, «узорочье» на деталях одежды и т.д.).

 

в) После просушки икона покрывается олифой – вареным льняным маслом. Назначение олифы двояко: во-первых предохранение красочного слоя от разрушения (пропитывая краски, она связывает все красочные слои, и, проходя вплоть до грунта, закрепляет их, превращая со временем в однородную каменелую массу. ( Олифа считается самым лучшим и надежным средством для сохранения иконы и никакой лак с ней сравниться не может); и, во-вторых олифа привносит колористический эффект. ( Пропитывая краски, олифа придает им большую прозрачность и глубину, обобщает их, и дает иконе общий теплый, золотистый тон. ( Интересно, что в старину для усиления этого эффекта в кипящей олифе распускали различные смолы, в частности – янтарь).

obris  roskrish

proris  ojivka

gotovay1

3. Изготовление рельефных венца и ризы

izgot matr modeli

 

а) Сначала делается (рисуется) эскиз будущего венца («нимба»)и ризы. При выборе узора мы отдаем предпочтение основательно забытому стилю «русского узорочья» - т.н. «Строгановскому барроко». ( В 17 веке именно граф Григорий Дмитриевич Строганов является родоначальником возникновения и продвижения этого великолепнейшего исконно русского художественного формата). В его основе лежат неповторимые узоры древнерусских растительных и геральдических орнаментов.

 

  

 б) Далее вручную изготавливаются исходные матричные модели элементов.

izgot matr modeli2

gotovay riza 

в) По матричным моделям изготавливаются мастер-формы, с помощью которых элементы собственно и отливаются. В зависимости от бюджета выбирается материал для отливки – серебро ( с последующим гальваническим золочением ) или керамит ( специальная полиэфирная литьевая масса для декоративного литья ( после отвердевания по физическим свойствам является аналогом эбонита). Так же, исходя из бюджета, керамит покрывается сусальным золотом или поталью ( более дешевый сплав меди, цинка и олова).

zolochenie  zolochenie2

 

г) По технике исполнения «узорочные» рельефные элементы делятся на три категории:

 

1. Литой сплошной

sploshnaya

2. Литой перегородчатый

peregorodchataya

3. Смешанный

smeshannaya

 

Важно!

Как видно из вышесказанного процесс изготовления оригинальной (авторской ) иконы очень длителен, и, поэтому, достаточно дорог. Такие иконы пишутся только на заказ, срок исполнения от 1 до 2 месяцев ( в зависимости от сложности иконной композиции («извода») Например, изготовление рассматриваемой нами иконы « Святой Преподобный Серафим Саровский » заняло 1,5 месяца, ее стоимость составила 65 000 рублей. Поэтому, ( обязательно по согласованию с заказчиком ) в нашей мастерской изготавливаются авторские копии с оригинальных икон М. Раздольского. Такие копии могут делаться в четырех разных форматах: "А", "Б", "В", "Л"  Из технологической цепочки при изготовлении авторских копий в целях экономии времени и средств исключены (заменены на более бюджетные) следующие пункты:

serafimi

 

1. Пункт 1-б «Армирование» - заменен на пропитку антигрибковым составом и акриловую шпаклевку.


2. Пункт 2-а,б («прорись» и «письмо» заменен на следующую процедуру : готовое изображение масштабировано переносится на предварительно загрунтованную и залевкашеную поверхность иконной доски, покрывается специальным акриловым лаком ( «праймером» ) и вручную дописывается темперными красками.
Обращаем Ваше внимание на то, что в изобразительном искусстве существует великое множество способов переноса авторского изображения при тиражировании копии – начиная от «перевода по клеточкам» и шелкографиии и заканчивая современными методами открытой «3D» - печати на различных поверхностях. В этой линейке «копировальной методологии» находятся вместе и славный печатный станок Ивана Федорова, и линогравюра Альбрехта Дюрера, и допотопные гектографы Шмидта, на которых большевики печатали «Искру», и первые Хьюлит-Паркеровские Ксероксы, и многое – многое другое…


3. Пункт 3-в – Авторская копия не олифится, вместо этого на заключительном этапе доска покрывается тремя слоями лака:
1слой – выравнивающий состарено-декоративный (после него остается характерная «сеточка» на поверхности иконы, имитирующая эффект растрескивания покрытия.
2, 3 слои – защитное лакирование.

 

Процесс изготовления ризы и венца в технике перегородчатая эмаль

p1  p2  p3 

p4