О нас пишут в прессе

Подарок длинною в вечность

1icСовременная иконопись определяется множеством разных стилей и художественных приемов, однако в этом многообразии есть неотъемлемые ориентиры - православный канон и постоянное совершенствование навыков древнего ремесла. «Иконы требуются нашею природою», - убежден художник Михаил Раздольский, создатель мастерской «Раздолье».

 

 

 

2ic  С конца восьмидесятых, когда праздновалось тысячелетие креще­ния Руси, в свет вышло огромное количество литературы об иконо­писи, иллюстрированных изда­ний об иконах. И в это же время по всей России зародились совре­менные иконописные мастерские. Художественная мастерская «Раз­долье» художника Михаила Раздольского существует на протяже­нии уже долгого времени, помогая людям в обретении духовной связи с Богом. Изготовление икон всег­да считалось богоугодным делом. Художник поневоле вкладывает душу в свои работы, и икона ста­новится как родное дитя. Благо­творительность неразрывно связа­на с жизнью иконописца, поэтому Михаил часто приносит свои рабо­ты в дар церквям. Дарить иконы храму - давняя русская традиция. Наши предки не жалели средств на это богоугодное дело.

Икона создает ни с чем не сравнимую атмосферу благодати

   Стиль, в котором работает Михаил Раздольский, индивидуальный, авторский, но вместе с тем основанный на древних образцах иконописи. Эти прекрасные иконы получили одобрение Церкви, они оригинальны и вместе с тем каноничны. В них ясно читается действие промысла Божьего.

   - Икона имеет право на то лучшее, что доступно человеку сегодня, в том числе на новые технологии и материалы, - убежден Михаил. - Она имеет право быть современной. Это чудесно, что у современных художников есть возможность использовать новейшие материалы для создания икон, ведь икона - это подарок на всю жизнь и на поколения вперед.

3ic

 
Написание икон - процесс длительный и кропотливый, он связан со множеством трудностей. Для иконописца процесс написания иконы - это его молитва, и каждый этап в написании иконы символизирует этап воплощения божественного образа. Художник стремится к духовному совершенству и к совершенству, воплощенному в красках. Именно поэтому современная икона - это живая икона в православной традиции, воплощающая молитву нашего современника. Икона, написанная таким образом, долговечна, драгоценна, тем и ценна. Такая икона проживет не одно столетие и станет неотъемлемой частью жизни. Икона - лучший подарок, потому что, даря икону, мы выражаем человеку высшую степень христианской любви - пожелание спасения души.

4ic

 

Основа иконы - это деревянная доска, которая тщательно просушивается. Доска грунтуется современными полимерными составами. После чего художник пишет образ, украшает икону венцом, ризой, инкрустацией, стразами, сусальным золотом. В процессе написания иконы применяется броширование и фронтаж  -  искусственное старение и рельеф. Готовый образ покрывается лаком. Наконец икону освящает православный священник, и она становится окном в священный мир.

Лики, оживотворяющие душу

Встреча с иконой производит удивительное действие. Не сразу человек осознает, что для него приоткрыто окно в неведомый и невидимый мир, откуда словно веет благодатным покоем, который удивительно действует на душу: как глоток родниковой воды в жару. А в душе художника эта встреча пробуждает жажду иного, высшего смысла - причаститься и самому этого удивительного чуда: собственноручно сотворить святой образ, который затем сам по себе будет жить, пленяя сердца и оживотворяя души. Не будет конца этой преемственности, пока стоит этот мир. И то, что произошло с художником Михаилом Раздольским, с одной стороны вполне закономерно и буднично, с другой - ошеломляюще удивительно...

Призвание

 Однажды, на службе в Староярмарочном соборе, я вдруг ощу­тил непреодолимый интерес и желание, написать икону Божьей Матери Я не могу объяснить, почему и как это про­изошло и прекрасно понимая, что нельзя сразу взяться за то, чем никогда не занимался, пошел в Ленинскую библио­теку и стал читать специальную литературу. Начал я с Закона божья и закончил... «Историей государства Российского» Карамзина Плюс, конечно, начальный курс иконописи. Мне казалось, что традиции русской иконописи неотделимы от русской истории, и это действительно так.

Икона в русской культуре явление особое. С одной стороны, это несомненно, произведение искусства, с другой - вещь сугубо надмирная, духовная. Не люблю сло­восочетание "предмет культа", а лучше и точнее выражались наши православные предки - просто святыня.

Эта двойственность объясняется духовной связью образа и первообраза - то есть, того, кто изображен на иконе. Молитва, поклонение, ароматный фимиам - не доске и краскам, но - то­му кто изображен, кто этого достоин по праву. В истории иконы эта истина запечатлена христианской кровью - победой над иконоборческой ересью в конце VIII в начале IX веков.

Уроки свыше

Если определять икону как жанр изобразительного искус­ства. то это - портрет. И история ее восходит к античному фэюмскому портрету (по названию оазиса Фаюм в Египте, где портреты были впервые найдены и описаны). Был в древ­ности обычай, писать лики умерших на деревянных дощеч­ках расплавленными восковыми красками - энкаустика. Интересно, что такие посмертные портреты христианских му­чеников становились иконами (святыми образами) сами по себе, все через ту же мистическую связь образа с первообра­зом. Эта связь существует, пока существует икона.

- Я ездил по храмам области, беседовал с опытными ико­нописцами, от которых услышал слова "мистика", "соблазн" и "искушение", которым поначалу не придал значения: про­сто не поверил. Однако пришлось все это пройти на личном опыте. Когда я писал первую свою работу. Казанскую икону Богородицы, получил множество "уроков" свыше. Дак полу­чилось. что я работал по ночам, днем не получалось. И я не мог подобрать краски и состав для фона, и вдруг услышал мысленно: возьми эти и эти краски!

 

ico1ico2- Нельзя же! - ужаснулся я (тоже мысленно). - все же вспучится, отслоится...
Но взял и сделал, как было сказано, вспучилось. Отслоилось. Но результат поразил не только меня. Когда приходят посмотреть мои иконы, все сначала подходят к Ней - Казанской. 
Современному человеку не так просто постигнуть ту истину, что икона насквозь духовна, и повреждения механические не умаляют ее чудотворности. Но вскоре урок свыше  повторился.
ico3- Я принимал участие в православной выставке -Нижегородский край - земля Серафима Саровского» в Богородске. - продолжает Михаил Львович. - На выставке стояла икона апостола Фаддея из Смоленского храма села Алешкова. большая, старинная XVII век и темная, надписи не различить. Каждый день перед ней служили молебны, люди молились и прикладывались к ней. Когда выставка заканчивалась, отец Николай пригласил меня взглянуть на образ внимательнее. Я посмотрел и не поверил глазам: лик просветлел, проявилась и четко читалась надпись!
Икона не может жить в качестве картины. Настоящая ее жизнь - в литургическом пространстве, в духовном общении с человеком - в молитве.ico4В музейном запаснике она зачахнет, потемнеет; а перенесите ее в действующий храм - и она оживет. Поэтому не удивительно, что иконам Михаила Раздольского стало тесно в мастерской студии с широким названием, происходящим от фамилии художника - «Раздолье». Для них было устроено отдельное помещение, которое в будущем может превратиться в часовню. Это закономерно. В русском быту, как известно, были даже домовые церкви.
 
 

 

 

 

Говорящие образа

ico5ico6Христианская история передает множество историй, в который святые «говорят» с людьми посредством икон. Хочу заметить ревнителям православия, у которых всегда наготове слово прелесть, говорят не со святыми, а с обыкновенными грешниками. На Афоне, в русском Пантелеймоновом монастыре, в трапезной висела икона Богородицы. Монах трапезник каждое утро, чтобы зажечь огонь в печи от церковной пампады, проходил мимо нее с коптящей свечой, и однажды услышал:
- Не копти мой образ, недостойный монах!
Инок счел эти слова искушением от лукавого. Или шуткой братии. И продолжал ходить. И ослеп. В болезни, среди тяжких страданий, покаялся в своей беспечности и невнимательности, и Матерь Божья вернула ему зрение и здоровье.

ico8Это история образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы». Внимательно слушает обращенные к Ней молитвы Матерь Божья, и не медлит долго с помощью, оттого «Скоропослушницей» и именуется.
- Когда я познакомился с Михаилом, - рассказал настоятель храма в честь Смоленской Божьей Матери  отец Николай , - то сразу увидел его желание изменить что-то как в творчестве, так и в жизни. На мой взгляд, прежним его работам не хватало духовной глубины, это наверное, и явилось причиной творческого поиска. С помощью Божьей у него все получилось. Его замечательные, прекрасные иконы получили одобрение Церкви, они оригинальны и вместе с тем каноничны. В этом ясно читается действие Промысла Божьего.

Право на современность

Манера, в которой работает Михаил, называется в русской иконописи «живоподобной». Сам же художник определяет ее как «реалистичную». Основа иконы - подготовленная особым образом тщательно просушенная деревянная доска (липа, сосна, кипарис, лиственница). Далее доска грунтуется современными полимерными грунтами. Она обрабатывается так, что никогда не растрескается. Затем  пишется образ. А дальше начинается процесс, выражаясь высоким слогом, ризололожения. Образ украшается  венцом, ризой инкрустаци­ей. Вместо драгоценных камней используются стразы. Ризы бывают деревянные резные, лепные керамические, в технике перегородчатой эмали наоснове акриловой смолы. Броширование и фронтаж - искусственное старение и рельеф. Готовый образ покрывается лаком. В сущности, все этапы обычны, только технология - современная. Вот только золото - сусальное, как и в старину.

ico9

-Икона - категория вечная. - убежден Михаил. - Ме­няется времена, меняютсятехнологии, появляются новые материалы. Икона имеет право на то лучшее, что доступно человеку сегодня. Она живет вне времени и пространства. Пусть параллельно существует древний византийский канон, икона имеет право быть современной.

В творческих планах художника новый проект - серия образов Пресвятой Богородицы.

Известны 234 разные иконы Матери Божьей. Михаил планирует написать 20 -25 разных образов и создать аль­бом, снабдив каждый образ краткой историческойсправкой. Замысел Мастера ясен: ведь, как он сам говорит, всему, что он умеет, научила его Она - Матерь Божья...