О нас пишут в прессе...  Наши пожертвования...

 

 

Иконы Михаила – это  неповторимые авторские работы. Иконы выполнены в современном стиле «олд модерн», по традиционным  канонам русской школы иконописи 19-начало 20 веков. Техника исполнения –  фронтаж (авторская технология, не имеет аналогов).  Иконы выполнены на дереве, броширование (искусственное старение), керамика, золочение (сусальное золото,поталь), акриловая смола (перегородчатая эмаль), инкрустация. Используются масляные и темперные краски и фронтаж - лак.

Что такое стиль «олд модерн»?

До правления Петра 1 на Руси существовал свой неповторимый стиль иконописи, берущий свое начало от византийских и греческих источников. Европеизация России Петром коснулась,  в том числе  и основных художественных стилей в иконописи.

Огромное влияние на все искусство, в том числе и на духовную живопись оказали европейские художественные школы - более реалистичные, с гораздо меньшим числом условностей. За каноны в иконописи стали брать лучшие образцы духовной европейской живописи – произведения Рафаэля, Леонардо Да Винчи и т.д.

В конце 18 –начало 19 века в России начал формироваться свой особый русский «модерн», в основе которого лежал симбиоз реалистичной манеры письма с геральдическим и растительным орнаментом.

Все мы знаем, какие непередаваемые, почти мистические ощущения нас охватывают, когда мы рассматриваем старые, поврежденные временем  фото, старые растрескивающиеся картины или слушая музыку на старинных виниловых пластинках

- именно на этих ощущениях и основано восприятие стиля «олд модерн».

Приставка «олд» означает искусственное старение, выполненное всеми возможными современными технологиями.

В чем заключается авторская технология Михаила Раздольского?

Изображение пишется  с помощью масляных и темперных  красок на предварительно брошированной ( искусственносостаренной) поверхности. Особую неповторимость и сокральность произведению  придает рельефная инкрустация акриловыми смолами, выполненная  автором вручную. После этого происходит «золочение» иконы – покрытие сусальным золотом и серебряной поталью.  На заключительном этапе изделие покрывается цветными выравнивающими лаками и органическими эмалями.

 

Чем отличается живописная икона от авторской копии

Создание иконы - написание Святого Образа - процесс  очень сложный и длительный. Работа занимает в зависимости от размера, сложности композиции и качества проработки декоративного венца и ризы от 1,5-3 месяцев. Высушенная и залевкашенная  традиционным способом доска затем обрабатывается специальным состаривающим грунтом, по которому художник яичной темперой пишет Святой Образ. После этого письмо закрепляется специальными лаками и обязательно патинируется. Такая техника называется «олд-модерн». Затем Образ украшается Венцом (Святым Нимбом), выполненным вручную по эксклюзивной авторской технологии (для каждого Святого Образа обязательно отдельный декоративный сюжет).  В зависимости от бюджета заказа венец, элементы декоративного ковчега и ризы могут отливаться из серебра (с последующей позолотой), латуни, миланского фарфора (керамика) и других материалов. Фон иконы покрывается сусальным золотом или поталью  (поталь – имитация сусального золота, сплав меди и олова). На окончательном этапе работы икона инкрустируется  самоцветами и полудрагоценными камнями - жемчугом, аметистами, хризолитами, яшмой и т.д. При инкрустации авторских копий чаще используются  бюджетные  аналоги-искуственно  выращенные минералы, фианиты, корунды, кристаллы Сваровски и т.д.

Так что же такое «авторская копия?»

Как видно из вышесказанного, стоимость живописной иконы в авторском исполнении очень высока, из-за длительности рабочего процесса количество их крайне ограничено. Из истории искусств мы знаем, что проблема копирования (тиражирования) авторских работ является краеугольным камнем в творческом процессе художника. Великий Альберт Дюрер  изобрел и всю жизнь совершенствовал для этих целей гравюры, Да Винчи,Рубенс, Рафаэль, Рембрант  держали штатных учеников, Альфонс Муха для своих  театральных афиш использовал офсетную печать, Энди Уорхол взял за основу банальный фотопринт и т.д.

Православная иконопись, безусловно, является одним из наиболее интереснейших и сакральных направлений в мире изобразительных искусств. Святой Лука впервые написал Святой Образ Девы Марии на дубовой доске не на заказ, а по велению сердца, окормленным Святым Духом. Копии с той иконы, называемые списками, разошлись по всему Православному миру. Перед  написанием каждого списка или новой иконы монахи-художники долго постились, исповедовались и причащались, работа их была освящена особым Высшим смыслом, т.к. икона, попадая в руки праведно верующего человека, служит лицезримым  проводником при общении бессмертной души и Господа Иисуса Христа, сына Божия.

В нашей мастерской авторские копии изготавливаются следующим образом. После написания Святого Образа изображение оцифровывается, переносится на залевкашенную доску, грунтуется  и расписывается вручную темперными красками. Этот процесс  многократно сокращает срок изготовления. Затем  с авторских венцов и ковчегов снимаются слепки и изготавливаются рабочие матрицы. Каждый элемент отливается отдельно, обрабатывается вручную и монтируется на ризу. Мы принципиально отказались от методов автоматизированного тиражирования литьевых элементов - штамповки, поточной механизированной вырубки, пресс-гальцовки и др т.к. это однозначно приводит к ухудшению качества изделия и  любой, даже  самый неискушенный человек легко отличит  икону, изготовленную вручную от вышедшей «из-под  станка». Никакой соблазн максимального увеличения объемов производства не может служить оправданием неприемлемой для нас ситуации, когда светлый  Святой Образ обезличен и унифицирован. Поэтому среди икон мастерской  «Раздолье» очень трудно найти две абсолютно одинаковые, каждая  изготовлена, вручную с теплотой и любовью.  В любви Бог, и в делах любовь к нему, поэтому мы очень стараемся донести до Вас частичку этого тепла и красоты.

В спорах  о приоритете, легитимности и номинальной ценности художественного произведения и авторской  копии  в течение уже полутора сотен лет (с момента изобретения первых  ротационных машин) сломано немало копий. Если честно, нам эти споры не интересны. Наверное, приобретение человеком иконы для себя, или в подарок близкому человеку в последнюю очередь должно являться способом  вложения средств,  в том или ином виде. Абсолютно невозможно представить икону как коммерческий товар, не для того она предназначена. В восприятии Святого Образа  истина воспринимается  как содержание, а никак не  форма.

Все иконы, изготовленные в мастерской «Раздолье» проходят обряд освящения общим чином.  Необходимо знать, что человек, приобретающий  для себя или получивший в дар икону, должен сам пойти в Храм и освятить ее. Ведь икона, как подарок, это – дорога к Храму и вере.

Святые образа в нашем доме

Эпиграф: «Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».

Праведный Иоанн Кронштадтский

 

Об авторе

Создатель мастерской «Раздолье»  - художник Михаил Раздольский, так говорит о своем творческом пути к иконе: «Однажды, на службе в Староярмарочном соборе, я вдруг ощутил непреодолимое желание написать икону Божией Матери. Я до сих пор не могу объяснить, почему и как это произошло, но я стал читать специальную литературу. Я «прошел» от Закона Божия до «Историей государства Российского» Карамзина. Плюс начальный курс иконописи. Много ездил по храмам области, беседовал с опытными иконописцами, на собственном опыте испытал, что такое «мистика», «соблазн» и «искушение»…

В результате творческой и духовной работы у Михаила родился свой авторский стиль, сочетающий древние образцы иконописи с современными технологиями и материалами.

- Эти замечательные, прекрасные иконы получили одобрение Церкви, - говорит настоятель храма в честь Смоленской Божией Матери  отец Николай. - Они оригинальны, и вместе с тем каноничны. В них ясно читается действие Промысла Божьего…

 

Из истории иконы

История иконы восходит к евангельским временам. По преданию, первые иконы Божией Матери написал апостол и евангелист Лука. Предание сохранило для нас удивительную историю возникновения Нерукотворного образа Спасителя, - когда Христос, омыв лицо, промокнул воду убрусом (полотенцем), на котором отпечатался Его лик.

Но еще задолго до христианской эры в древнем мире был обычай изображать портреты умерших на деревянных дощечках красками на основе расплавленного воска. Это Фаюмский портрет, названные так по имени оазиса Фаюм в Египте, где впервые нашли и исследовали эти древние портреты. Можно предположить, что самыми первыми иконами стали портреты мучеников за Христа.

Можно сказать, что икона прошла вместе с человечеством весь его исторический путь, даже претерпела гонения: была в Церкви такая ересь – иконоборчество, последователи которой уничтожали иконы и тех христиан, которые их почитали. Борьба закончилась победой иконопочитателей, которые на Седьмом Вселенском Соборе в 787 году в Никее законодательно закрепили статус иконы, как святыни, вечно хранящей связь образа с Первообразом – святым, который на ней изображен.

 

Икона - лучший подарок, потому что, даря икону, мы выражаем человеку высшую степень христианской любви – пожелание спасения души.

 

Мерная икона – подарок на всю жизнь

Когда человек рождается и ему дают имя, заказывают мерную икону – первую в его жизни. Это старинный обычай, возрождаемый сегодня Православной Церковью.  Мерной (или родимой) икона называется потому, что ее продольный размер (высота) совпадает с ростом новорожденного, а изображен на ней святой, чье имя маленькому человечку нарекли.

Когда родители знают заранее имя святого, которое будет дано их ребёнку, икону заказывают и пишут ко Дню Крещения. Срок изготовления мерной иконы в студии «Раздолье» – месяц. Она может стать подарком на всю жизнь от близких родственников или крёстных родителей (восприемников) ребёнка. Во время таинства крещения священник может положить образ на аналое и разместить рядом с купелью.

Стараясь усилить заступничество Божественных сил, на мерных иконах часто изображают второго святого покровителя, который празднуется в день, когда родился человек. Если же день рождения совпадает с празднованием чудотворной иконы Пресвятой Богородицы или иным православным праздником, изображают и этот сюжет как Покровительный.

По желанию заказавших мерную икону, на её полях, могут быть написаны почитаемые святые, в опекунстве которых, по их мнению, нуждается новорожденный. Часто изображают святого Николая Чудотворца, которому молятся о семейном благополучии и Сергия Радонежского, которому молятся о помощи в учёбе. Если ребёнок родился слабый здоровьем, то пишут целителя Пантелеимона.

На верхнем поле иконы может быть написан Благословляющий Господь или Спас Нерукотворный — для мальчика; и Знамение Пресвятой Богородицы или Её Покров — для девочки. Изображать тот или иной сюжет на мерной иконе может стать со временем семейной традицией вне зависимости от именин или дня рождения ребёнка. Так, на мерных иконах царственной семьи, всегда писали образ Пресвятой Троицы.

 

Образ Ангела-хранителя

После крещения по традиции над кроваткой младенца появляется образ Ангела-хранителя. Ангел-хранитель невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, его задача — способствовать спасению души подопечного. Ангелы-хранители наставляют христиан в вере и благочестии, охраняют их души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, наконец, после смерти и отводят их души в вечность.

Согласно учению Православной Церкви, личного имени конкретного ангела-хранителя человек знать не может, так как ангел дан человеку Богом и невидим для человека. Поэтому образ Ангела-хранителя является универсальным подарком на все случаи жизни христианина: день рождения, день крещения (крестины), День ангела (именины), юбилей, Рождество, Пасха и т. д.

 

Икона «Троица»

Образ Троицы — не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви.  На иконе изображен бытийный сюжет, когда к древнему старцу Аврааму явились трое юношей-ангелов, и он вместе с супругой своей Саррой угощал их под сенью Мамврийского дуба, в тайне догадываясь, что в них воплотились три лица Троицы – Отец, Сын и Святой Дух.

Для Руси образ Троицы всегда имел особенное звучание, эта икона была в каждом доме. Даже говорили «Без Троицы дом не строится».

Образ этот может также послужить универсальным подарком на рождение, новоселье, свадьбу, свадебные юбилеи, праздник Троицы; может стать семейной реликвией рода и передаваться как родительское благословение от отца к сыну в течение многих поколений. Приобретение таких святынь чрезвычайно важно, чтобы не стать «Иванами, не помнящими своего родства».

 

Образ Спасителя

Среди множества изображений Господа Иисуса Христа в быту наиболее востребовано Его поясное изображение «Господь Вседержитель» с благословляющей правой рукой и раскрытым Евангелием в левой. Образ является основным в православной иконографии, также приличествует каждому дому, кабинету или офису. Может послужить универсальным подарком на новоселье, рождение или юбилей, открытие (освящение) нового помещения, любой двунадесятый господский праздник: Рождество, Крещение, Преображение, Воздвижение, Вознесение, Вход Господень во Иерусалим. Уместно это образ дарить и на Пасху, так как именно Христос – первый воскресший из людей и Победитель смерти.

Этот образ также уместен в качестве родовой святыни для благословения сыновей из поколения в поколение. Подумайте о своих детях, внуках – что будет связывать вас на земле через многие годы? Вы можете положить начало семейной традиции, создать семейную реликвию, которая невидимой нитью свяжет поколения. И смотря на икону Спасителя, которой на протяжении многих лет благословлялись на брак все мужчины в роду, ваши потомки будут поминать своих родственников в молитве перед этими иконами, даже если никто не рассказывал им про них.

 

Иконы Пресвятой Богородицы

Образ пресвятой Богородицы – самый богатый в христианской иконографии. Ее изображения занимают в ней исключительное место, свидетельствуя о великом Ее значении в жизни Церкви. Икона Божией Матери тоже может стать покровительницей рода и передаваться как родительское благословение от матери к дочери, от отца – к сыну.

Расскажем о наиболее известных и почитаемых образах Божией Матери на Руси.

Казанская

Погрудное изображение Матери Божией и Христа, относится к типу «Одигитрия», т. е. «Путеводительница». Правая рука Богомладенца простерта в благословляющем жесте. Богоматерь указывает на Своего Сына как на путь спасения не рукой, но легким наклоном головы. Достоинством образа является крупный план, позволяющий в деталях рассмотреть божественные лики Богоматери и Христа.

Икона чудесно явилась в 1579 году в Казани на пожарище дома стрельца Онучина. Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых.

В 1579 году список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану Грозному. При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенёсен в Санкт-Петербург. Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году. В честь освобождения Москвы от поляков были заложены храмы в честь Казанской иконы в Москве и Нижнем Новгороде. Нижегородская церковь не сохранилась, но вновь заложена на историческом месте в 2005 году, и скоро будет освящена.

Казанской иконе молятся в болезнях глаз, о прозрении слепых, об избавлении от нашествия врагов, о помощи и заступлении в тяжелые времена; ею чаще всего благословляют вступающих в брак.

Владимирская

Один из самых древних образов Богоматери. По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство. Согласно легенде, она попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. На Русь икона пришла из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перевёз икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование), где она хранилась в Успенском соборе.

В 1395 г. во время нашествия Тамерлана икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. Место «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор называется Сретенкой, здесь основан Сретенский монастырь. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах русские люди наименовали Владимирскую икону «Взбранной воеводой». Название говорит само за себя: образ Владимирской Богоматери-покровительницы русского воинства - не раз в истории России избавлял ее от захватчиков. Во время Великой Отечественной войны молебны и крестные ходы с Казанской и Владимирской иконами помогли советским воинам отбросить немцев от Москвы, прорвать блокаду Ленинграда, отстоять Сталинград и взять немецкую твердыню – Кенигсберг.

Перед Владимирской иконой принято молиться об избавлении от нашествия врагов, об укреплении православной веры, о сохранении от ересей и расколов, о прмиирении враждующих, о сохранении и процветании России.

Иерусалимская

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании, и явилась первым из всех иконописных образов Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. В 463 году образ был перенесен из Иерусалима в Царьград греческим царем Львом Великим. Когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города. В царствование Льва VI Философа в 988 году Иерусалимская икона была перенесена в Херсон (Корсунь) и передана в дар великому князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. В свою очередь, св. кн. Владимир даровал образ новгородцам, по их обращении в христианскую веру.

Во время нашествия французов в 1812 году икона была ими похищена и принесена в Париж, где и находится доныне в соборе Парижской Богоматери. На Руси осталось множество ее чудотворных списков.

Иерусалимской иконе принято молиться при пожарах, эпидемиях, об избавлении от падежа скота, об исцелении от слепоты, паралича и других болезней.

Почаевская

Свыше 1500 лет назад на необитаемой Почаевской горе на Волыни двое отшельников наблюдали явление Богоматери, которая оставила на камне след своей стопы. Из стопы Богоматери истек родник с целебной водой. А в 1559 году проезжал Волынью из Константинополя  митрополит Неофит, он посетил жившую в Кременецком уезде помещицу Анну Гойскую, и при отъезде в благословение оставил он ей взятую им из Константинополя икону Богоматери.

От иконы стали совершаться знамения. Когда же в 1597 году от иконы исцелился ее хромой брат Анны Филипп, она передала икону инокам, поселившимся на Почаевской горе. На скале поставили церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создали монастырь, на содержание которого Гойская дала средства. Так образовалась великая святыня Российской земли – Почаевская Лавра, а сама икона стала именоваться Почаевской.

Этой иконе молятся об охранении от ересей и расколов, от нашествия врагов, об исцелении от слепоты как телесной, так и духовной, об освобождении из плена.

Неопалимая Купина

В основе изображения «Неопалимой Купины» — библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горящей, но не сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Богоматери. В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове до сих пор растет и почитается куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной.

Богоматерь с Младенцем на этой иконе изображена в окружении небесных сил – ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Один из древнейших образов «Неопалимой Купины» был принесен в Москву в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей видел пылающий куст. Другой чудотворный образ хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году. Осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

 

Бывало: церковка седая

Неопалимой Купины,

В метели белой приседая,

Мигает мне из тишины;

Перед задумчивым киотом —

Неугасимый фонарек;

И упадает легким лётом

Под светом розовый снежок.

Неопалимов переулок

Пургой перловою кипит;

И Богоматерь в переулок

Слезой задумчивой глядит.

 

Образ Богоматери «Неопалимая Купина» избавляет дома от пожаров, а их жителей – от огня пагубных страстей; ей молятся во время сильной грозы, лесных пожаров. Она считается также покровительницей пожарных и всех спасателей.

 

Венчальная пара

Таинство венчания появилось на закате IV века в Византии. Создание новой семьи начинается с таинства Венчания, для которого необходимы иконы Спасителя и Богородицы. Венчальные иконы появились в России в конце XVII- начале XVIII века и вначале были распространены только между высоких чинов. В настоящее время венчальная пара икон является неотъемлемой частью таинства Венчания любой пары.

Именно эти иконы уместно дарить на свадьбу, поэтому их нужно заказывать заранее. В венчальную пару входят выполненные в одном стиле Иконы Спасителя («Господь Вседержитель») и любая понравившаяся икона Божией Матери, чаще Казанская, Владимирская, Иерусалимская или Почаевская.

Для того чтобы пройти православный обряд венчания сегодня, важно сначала зарегистрировать брак в загсе. Поэтому благословение молодых иконами происходит перед отъездом в загс. Мать и отец жениха благословляют сына, берут с собой икону Спасителя и едут в дом невесты. Там мать невесты благословляет дочь и будущего зятя к венцу иконой Богоматери. Венчальные иконы нужно взять с собой, если сразу после церемонии бракосочетания состоится венчание.

Во время совершения таинства венчальные  иконы стоят справа и слева от Царских врат. По окончании венчания священник благословляет молодых сначала образом Спасителя, затем образом Богоматери. Существует красивый обычай, когда иконы брачующихся в церковь и обратно в дом, где будут жить молодые, несут впереди празднично одетые дети. Но молодые вполне могут сделать это сами или поручить кому-то из родственников.

 

Семейная икона

Первую семейную икону, изображающую рядом святых, чьи имена носят муж и жена, заказывали сразу после свадьбы. В старину впоследствии на этой иконе появлялись новые изображения – святых покровителей народившихся детей. Сегодня с рождением детей икону не дописывают, а заказывают новую.

На «семейной» иконе может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, их прародителей, в том числе и уже ушедших из жизни.

На такой иконе может быть написан Ангел-хранитель семейного рода, изображенный в центре иконы, посреди семейных святых. Наверху семейной иконы может быть изображён благословляющий Господь, Нерукотворный Образ, Пресвятая Троица, Богородица (обычно «Знамение» или «Покров»), святой Георгий Победоносец.

Семейная икона также может стать родовой  реликвией, соединяющей несколько поколений. Положите начало этой доброй традиции, заказав икону для своей семьи. Это можно сделать не только перед свадьбой, но и на любом этапе семейной жизни.

 

Подарите икону храму

Сколько раз каждый из нас оказывался в опасности или трудных обстоятельствах, получал по молитве помощь Бога и святых, а потом мучительно размышлял, чем бы отблагодарить, что бы такое сделать? И здесь икона может прийти на помощь, так как ее можно подарить как пожертвование в храм или монастырь.

Можно заказывать для храма как аналойные (сравнительно небольшого размера) иконы, так и образа для стен и иконостаса. Прежде, чем заказывать, надо посоветоваться с настоятелем, в какой именно иконе у храма есть особенная нужда.

Дарить иконы храму - давняя русская традиция. Наши предки не жалели средств на это богоугодное дело, потому что знали: пока стоит на земле этот храм, на каждой службе дарителей икон поминают как «благотворителей и благоукрасителей», за них  молится клир и весь приход.

 

Икона в офисе

Икона одинаково уместна как для дома, так и для кабинета или офиса. Очень часто на дни рождения, юбилеи,  в связи с правительственными наградами, люди дарят иконы своим сослуживцам, начальникам  или руководителям. Принципом выбора в этом случае служит мудрое правило святости: кто из святых какие искушения претерпел при жизни, в тех делах он и является скорым помощником.

Врачу уместно преподнести образ целителя  Пантелеймона или святого апостола Луки.

Педагогу или студенту – Преподобного Сергия Радонежского, Святителей Кирилла и Мефодия или святой мученицы Татьяны.

Военным и государственным служащим  покровительствует  св. мученик Георгий Победоносец;

ракетчикам и артиллеристам - св. мученица Варвара;

летчикам - Архангел Михаил;

инженерным войскам - святой благоверный князь Даниил Московский;

морякам – святитель Николай Чудотворец;

дипломатам - Архангел Гавриил;

банкирам, финансистам, бухгалтерам и сотрудникам налоговой службы - апостол и евангелист Матфей, бывший мытарь.

Покровителями художников считаются св. апостол Лука и преподобный Андрей (Рублев); Музыкантов – св. Царь Давид  и преподобный Роман Сладкопевец;

Торговли, коммерческих директоров, менеджеров по продажам – святитель Николай, мученик Иоанн Новый Сочавский  и праведный Прокопий  Устюжский;

Строителей и строительных компаний – преподобные зодчие Печерские;

Рыболовов и охотников - апостолы Андрей Первозванный, Петр, Фома, Иоанн Богослов, Иаков Зеведеев; святитель Николай, преподобные Никодим Кожеезерский, Пафнутий Боровский и Симеон Верхотурский; великомученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец, благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, равноапостольный князь Владимир.

Земледельцев и скотоводов - святой Великомученик Георгий Победоносец;

Пчеловодов – Креститель Иоанн и преподобные Зосима и Савватий Соловецкие;

Виноделов - Святитель Тихон Амафунтский и т. д.

Если встречается затруднение, какого именно покровителя выбрать, вспомните, что все мы – люди, все носим святые имена и образ Божий, поэтому икона небесного покровителя, чье имя носит юбиляр, Ангела-хранителя, Спасителя или Богородицы будет уместна в любом случае.

И не забывайте: для успеха ходатайства святых за нас перед Богом необходимо искреннее раскаяние в грехах, вера и молитва.  Ибо сказано: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.20.22).